Транспортный комплекс

Анадырь является самым крупным транспортно-распределительным центром Чукотки, имеющим выход к морю и объединяющим морской, речной, автомобильный и воздушный виды транспорта, которые осуществляют международные, межрегиональные, межрайонные и внутренние перевозки пассажиров и грузов.

На территории городского округа Анадырь располагаются предприятия морского, автомобильного транспорта общего пользования, а также большое число предприятий, имеющих ведомственный транспорт. Удачное расположение Анадыря с точки зрения транспортной схемы позволяет рассматривать город как объект инвестиций на Чукотке. В то же время характерной особенностью Анадыря является отсутствие железнодорожного и автомобильного сообщения с центральными регионами страны и районами Чукотки.

Столица Чукотки связана с Москвой, Магаданом, Хабаровском, Владивостоком, а так же со всеми районными центрами и многими отдаленными населенными пунктами Чукотского автономного округа и даже с аэропортом «Анадырь» посредством воздушного сообщения. В осеннее и весеннее время в аэропорт из города можно попасть с помощью вертолета. В зимнее время для связи с отдаленными населенными пунктами наряду с авиационным транспортом используется вездеходная и автомобильная техника, способная преодолевать «зимники». В этот период Анадырь связан зимней дорогой - ледовой переправой и с ближайшими населенными пунктами Анадырского района, в том числе и с окружным аэропортом. В летнее время столица Чукотки сообщается с районами с помощью авиационного, морского и речного транспорта. Аэропорт «Анадырь» имеет статус международного. В 2009 году здесь был выполнен ремонт светосигнальной системы и 800 м. взлетно-посадочной полосы, что дает возможность для привлечения новых авиационных пассажирских и грузовых потоков, которые традиционно усиливаются в межнавигационный период.

Морской порт Анадыря

Самый крупный на Чукотке - называют морскими воротами города и Анадырского района. Навигационный период в Анадыре длится 4 месяца (с 1 июля по 1 ноября). Морские суда из Владивостока, Находки, Сиэтла доставляют сюда в период навигации грузы, предназначенные для столицы Чукотки, Анадырского и других районов территории.

ОАО «Анадырьморпорт» имеет первую категорию. В его состав входят три подразделения, в их числе производственный перегрузочный комплекс (ППК). Производственные мощности и высококвалифицированный персонал ППК позволяют перерабатывать до 1 миллиона тонн различных грузов. ППК морского порта располагает необходимым количеством портальных кранов грузоподъемностью от 5 до 40 тонн, самоходных гусеничных кранов грузоподъемностью от 10 до 25 тонн, имеет более 20 единиц средств малой механизации, включая вилочные автопогрузчики «Тойота», «Нисан» грузоподъемностью от 1,5 до 7,0 тонн, два ролл-трейлерных тягача «Терберг», а так же более 10 единиц автотракторной техники. ППК морского порта располагает специализированным цехом по ремонту перегрузочной техники. С 2004 года на базе ППК морпорта действует единственная на Чукотке водолазная группа, оснащенная специальным снаряжением и оборудованием для выполнения подводного обследования и ремонта гидротехнических сооружений и судов.

ОАО «Анадырьморпорт» - единственный на Чукотке порт, осуществляющий доставку грузов по рекам Анадырского бассейна, располагает собственным действующим портофлотом. Навигационный период по рекам составляет 2,5 месяца (с 1 июля по 15 сентября). Портофлот предприятия насчитывает 24 единицы с общим дедвейтом более 5, 5 тыс. тонн. В эксплуатационной готовности находится три танкера проекта 414, два буксира-толкача проекта 1741, один буксир-кантовщик проекта 04983, рейдовый пассажирский катер проекта 1411, пассажирский теплоход «Капитан Сотников», два лихтера ДМ проекта 1635К, грузовая баржа проекта Р-93, две единицы служебно-вспомогательного флота, один плавкран КПЛ-5/30 проекта З-99, два самоходных плашкоута. Остальные плавединицы находятся на консервации.

На базе портового флота ОАО «Анадырьморпорт» находится станция очистки нефтесодержащих вод и станция перекладки спасательных плотов, сертифицированная Морским и Речным регистром.

Наличие действующего флота позволяет предприятию выполнять перевозки навалочных, генеральных и наливных грузов в национальные села рек Анадырского бассейна в объемах до 50 тыс. тонн, а так же внутри-лиманные перевозки в объемах до 800 тыс. тонн.

ОАО «Анадырьморпорт» имеет центральные ремонтно-механические мастерские (ЦРММ), которые в данное время являются единственной в Чукотском регионе ремонтной базой малотоннажных судов. ЦРММ соответствуют всем требованиям Морского и Речного Регистров РФ. Основой их технической оснащенности являются СЛИП (система лебедочных инженерных приспособлений), грузоподъемностью 500 тонн, корпусный цех, участки наплавки судовых винтов, ремонта ДВС и топливной аппаратуры, станочный участок, кислородная станция АКДС-70М, участок спецмонтажных работ. В 2002-2003 годах ОАО «Анадырьморпорт» получило свидетельства Морского и Речного Регистра на производство судоремонтных работ.

Производственные мощности ЦРММ позволяют выполнять доковый ремонт, как собственных судов портового флота, так и судов других судовладельцев. Стоимость судоремонта в ОАО «Анадырьморпорт» соответствует ценам и условиям производства подобных работ на судоремонтных заводах Камчатки и Приморья, что с учетом затрат, связанных с перегоном плавсредств к месту ремонта на Камчатке и в Приморье, значительно выгоднее для судовладельцев Чукотки.

За 2009 год ОАО «Анадырьморпорт» было обработано 50 судов. Грузооборот составил 245,9. тыс. тонн, что превышает грузооборот 2008 года на 48,5 тыс. тонн. Портовым флотом предприятия перевезено в 2009 году 245,4 тыс. тонн грузов (в 2008 г.- 160,6 тыс. тонн).
В 2010 году грузооборот "Анадырьморпорта" составил 199, 63 тыс. тонн.

Пассажирским транспортом морского порта в навигацию 2009 года перевезено 12 тыс. человек (в 2008 году – 16,1 тыс. чел.), в навигацию 2010 года - 11, 09 тыс. человек.

Услуги пассажирского автомобильного транспорта на территории городского округа Анадырь оказывает муниципальное предприятие пассажирского автотранспорта.

Перевозка пассажиров по городу осуществляется автобусами этого предприятия с 1993 года. С 2005 года введен специальный дополнительный маршрут для обслуживания школьников.

В автомобильный парк МППА входят 4 автобуса в северном исполнении «Волжанин», 2 - «ПАЗа» и 1 - «Соболь». В прошлом году за счет местного бюджета предприятие приобрело два микроавтобуса – 24 - местный «Hyundai» и 8-местную легковую машину, что позволило обновить автопарк и повысить качество перевозки пассажиров. Эти машины используются в качестве экскурсионного автобуса по городу и такси для перевозки пассажиров по ледовой переправе через Анадырский лиман. С осени 2009 года МППА располагает базой, отвечающей необходимым требованиям охраны труда, позволившей расширить возможности ремонтных и бытовых условий. Общая площадь стояночных мест базы - 575 кв.м. Предприятие имеет сварочный, слесарный и электроцеха, что позволяет проведение серьезных ремонтов.

Муниципальным пассажирским автотранспортом в 2010 году перевезено 152,70 тыс. чел. Проезд в городских пассажирских автобусах бесплатный, убытки МППА дотируются из местного бюджета.

Новый виток развития в последние годы в Анадыре получил коммерческий пассажирский автотранспорт, и жители города все активнее пользуются услугами такси.

Транспортными грузовыми перевозками на территории городского округа Анадырь занимаются «Чукотская строительно-буровая компания» и ИЧП «Темп».

Основным направлением развития транспортного комплекса города является развитие системы автомобильных дорог и дорожной инфраструктуры. В последние годы состояние улично-дорожной сети городского округа было значительно улучшено за счет выполнения капитального ремонта улиц: Строителей, Отке, Беринга, Ленина, Полярной, Рультытегина. Основной технологией ремонта улично-дорожной сети является бетонирование проезжей части, что обусловлено природно-климатическими условиями Крайнего Севера. В 2009 году за счёт средств городского округа Анадырь выполнен ремонт бетонного покрытия по улицам: Энергетиков, Рультытегина, Ленина, Полярная, Мира, а так же капитальный ремонт деревянного моста через Казачку. В 2005 году в Анадыре был сдан в эксплуатацию новый мост из металлических гофрированных труб с сооружением оголовков труб из габионов трех систем, что позволило разгрузить имевшийся деревянный мост через реку Казачку, который, в свою очередь, в 2009 году подвергся капитальному ремонту. В результате капремонта деревянные конструкции моста полностью заменены металлическими, увеличена ширина объекта (в основном за счет расширения пешеходных дорожек). Максимальная нагрузка, которую способен нести отремонтированный объект, до 4 тн., что подтвердило проведенное тестирование.

В рамках обеспечения безопасности дорожного движения на территории городского округа Анадырь в 2009 году установлено и заменено 90 дорожных знаков, а так же осуществлялись мероприятия по нанесению дорожной разметки.

В прошедшем году были выполнены работы по расширению въезда на территорию имущественного комплекса МППА городского округа Анадырь, по ул. Рультытегина, 37.

В целом, все мероприятия, направленные на повышение качества состояния дорог и объектов благоустройства городского округа Анадырь, способствуют обеспечению безопасности дорожного движения.