Новый закон об ответственном обращении с животными вместо решения проблемы бездомных собак создаёт угрозу как для самих животных, так и для людей. В зоне особого риска – дети.
27 декабря 2018 года Госдума приняла закон «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон меняет порядок отлова и содержания безнадзорных животных (в новой редакции – «животных без владельцев»).
Впрочем, в этой статье мы будем называть вещи своими именами, а стаи бродячих собак – «безнадзорными животными», какими они собственно говоря и являются. Как же теперь муниципалитеты будут решать проблему бездомных собак? На этот вопрос новый закон даёт ответ уже в самом своём названии – «ответственно» будут решать. Вот только по отношению к людям нововведение демонстрирует безответственное отношение, как и к органам местного самоуправления.
Теперь безнадзорных животных умерщвлять запрещено. Их будет необходимо отлавливать, вакцинировать, стерилизовать, маркировать неснимаемыми и несмываемыми метками и возвращать на прежние места их обитания, то есть в городскую среду. Получается, что отныне жители должны быть готовы жить среди стай стерилизованных бродячих животных (собаки имеют особенность сбиваться в стаи), ежедневно встречаясь с ними по дороге на работу, домой, в школу, на детских площадках и местах отдыха.
При этом, закон обязывает ПОЖИЗНЕННО содержать, кормить и осуществлять уход в приютах тех животных, которые уже прошли процедуру стерилизации, были отпущены в естественную среду, но по причине проявления немотивированной агрессии в отношении других животных или человека, были отловлены снова. Повторюсь, только по причине НЕМОТИВИРОВАННОЙ агрессии. Возникает вопрос. А что же считать немотивированной агрессией у бездомной собаки? Лай? Защиту мест своего обитания? Или может защиту кормовых зон, которые создают псевдолюбители животных выбрасывая пищевые отходы у мусорных контейнеров? Или собачьи драки за лидерство в стае? Нет. Для животных это всё является естественным поведением, а значит и агрессией вполне мотивированной, с которой мы теперь должны будем мириться, не нарушая прав животных на жизненное пространство и на проявление абсолютно обоснованной МОТИВИРОВАННОЙ агрессии.
А как отличить мотивированную агрессию, от немотивированной? Закон такого толкования нам не даёт. Каким образом определить собаку, которая проявила немотивированную агрессию и как потом специальной организации её идентифицировать? Что является мерилом порога агрессивности собаки, после которого наступает немотивированная агрессивность? Что будет являться доказательством немотивированной агрессии? Может это недобропорядочный житель незаконно наговаривает на добропорядочную собаку, которая вполне законно проявляет МОТИВИРОВАННУЮ агрессию по отношению к другим собакам или людям? Абсурд? Думаю, да.
Хорошо, оставим в покое эту казуистику. Поговорим о законопослушных владельцах домашних животных. Они вообще оказались в странном положении. По правилам выгула и содержания животных, они должны выгуливать собак строго на поводке и в наморднике. В противном случае предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (до 2 тыс. рублей и до 5 тыс. – при повторном нарушении). И это на фоне бесконтрольного передвижения бездомных собак, которым закон не может запретить ничего, кроме немотивированной агрессии. То есть там, где бродячим животным передвигаться разрешено, домашние собаки должны быть на привязи. Значит бродячие животные теперь могут спокойно находиться и на детских площадках, и на школьных (ну или пробегать через них), а домашним туда свой нос совать нельзя? В таких условиях культура содержания домашних питомцев серьёзно снизится, за которую не один год, и надо сказать успешно, боролась административная комиссия мэрии города.
Отдельно следует остановиться на вопросе стерилизации собак, так называемом методе ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-возврат), узаконивающий свободное обитание любого количества животных в населённых пунктах. Именно этот способ авторы закона считают панацеей от проблем бродячих животных. При этом они не учитывают имеющийся мировой опыт и региональную практику. Известно, что в результате первой массовой попытки использования метода ОСВВ в Москве численность поголовья животных увеличилась, возросло количество нападений собак на людей и после гибели человека и последовавшей за ней социальной напряжённости программа была закрыта. Кроме того, развитые страны, решившие проблему безнадзорных животных, никогда не применяли данный метод.
Эксперты также утверждают, что после стерилизации собаки не перестают быть опасными, так как кроме репродуктивной функции у них остаются поведенческие программы борьбы за выживание, которые всегда вызывают естественную агрессию и непрогнозируемое поведение животных. Результаты научных исследований свидетельствуют, что стерилизованные суки становятся ещё более агрессивными из-за падения уровня половых гормонов. Также стоит отметить, что при методе ОСВВ необходимо полностью исключить приток собак извне, что не выполнимо в принципе. Для предотвращения бешенства среди выпущенных в среду обитания собак необходимо будет периодически всех их снова отлавливать для проведения повторной вакцинации, а это уже не выполнимо даже в теории.
Теперь затронем сторону финансового обеспечения выполнения норм нового закона. Только по предварительным оценкам управления промышленности администрации городского округа Анадырь, строительство приюта с организацией необходимой инфраструктуры обойдётся в 180 – 200 млн рублей. Ежегодное содержание приюта с учётом расходов на коммунальные платежи, инвентарь, зарплату персонала и прочие затраты может достигнуть порядка 17-20 млн рублей. Ежегодное содержание животных без владельцев в новых условиях, без учета вакцинации, маркирования и стерилизации, в среднем обойдётся в сумму около 6 млн рублей из расчёта питомника на 250-300 голов. Именно такое количество безнадзорных животных отлавливалось ранее каждый год в Анадыре.
Конечно, к такому «новогоднему подарку» парламентариев муниципалитеты готовы не были и оказались в сложном положении, так как деньги на эти цели в местных бюджетах не заложены, а средства федерального бюджета не предусмотрены. Из этого следует простой вывод – перераспределение имеющихся финансов. Другими словами, будем строить жильё для животных, а не для людей. Для сравнения. Затраты на строительство питомника сопоставимы со строительством 5-этажного 2-х подъездного 40-квартирного дома в Анадыре.
Но даже если мы направим средства не на благоустройство жизненного пространства людей, а на содержание бродячих животных, на Чукотке нет ни одной специализированной организации, которая могла бы выполнить условия нового закона по отлову и содержанию безнадзорных животных. В округе даже нет необходимой инфраструктуры, чтобы такая организация могла бы появиться. Кроме того, при отлове и возврате животных на прежние места обитания подрядчик должен будет вести видеозапись всего процесса, не применять вещества, лекарственные средства и технические приспособления, которые могут привести к травмам животных, а также нести ответственность за их жизнь и здоровье.
Каким образом это делать, никто не знает, а учитывая непростые условия работы в северных территориях, вряд ли найдётся подрядчик, который согласится «зайти» в этот специфический бизнес на Чукотке. Это касается только лишь Анадыря – столицы региона. Про районы, куда местные администрации в рамках 44-ФЗ (контрактная система закупок) не могут «затащить» подрядчиков для проведения элементарных ремонтов, говорить вообще не приходится.
Следует отметить, что основные положения нового закона вступят в силу с 1 января 2020 года. На сегодняшний день мэрия Анадыря сумела заключить краткосрочный договор на отлов и содержание безнадзорных животных, а также начала процедуру торгов по выбору подрядной организации до конца 2019 года. Однако действующий подрядчик уже заверил, что не сможет выполнять нормы нового закона со следующего года и уйдёт с рынка.
Делая вывод, можно сказать, что в новых условиях проблема безнадзорных животных теперь будет существовать перманентно, то есть ПОСТОЯННО, поскольку люди будут вынуждены делить свою территорию, маршруты передвижения, места прогулок и отдыха с животными. Это в свою очередь может привести к росту социальной напряжённости (пример Москвы) и расправам над бездомными животными, от которых также могут пострадать и домашние питомцы. Именно поэтому, возвращаясь к началу статьи, можно утверждать, что закон демонстрирует безответственное отношение как к животным, так и к людям.
И в заключение. Сколько не называй бездомных собак «животными без владельцев», сколько их не стерилизуй, вакцинируй, маркируй - ручными и добрыми они от этого не станут, голодными быть не перестанут, и будут и дальше бороться за жизнь, территорию или брошенные «добрым» человеком объедки со стола. Бродячие собаки всегда будут представлять потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей, в особенности детей. Родителям нашего города советую теперь забыть те времена, когда дети свободно гуляли одни, если только не будут возвращены нормы отлова и содержания безнадзорных животных, действовавших до 27 декабря 2018 года. Соответствующий запрос мэрия Анадыря направила в Думу Чукотского автономного округа с просьбой инициировать обсуждения сложившейся ситуации на федеральных площадках.
Для сведения
По информации управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чукотскому автономному округу, только за первые два месяца 2019 года зарегистрировано 32 покуса жителей. Это на 30 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кроме того, в Анадыре зафиксирован случай нападения на ребёнка, к счастью, без последствий. В Администрации городского округа Анадырь настоятельно рекомендуют родителям не оставлять детей на улице без присмотра.
Подготовил Бахши Мамулян