задать вопрос

Молодежь прикоснулась к героическому прошлому

Опубликована воскресенье, 16 октября 2011

 

В рамках патриотического воспитания в честь очередной годовщины  авиатрассы АЛСИБ общественно-молодежной организацией «Мы и Я», действующей на базе Анадырской городской школы, реализован проект по установке обелиска в тундре, в 50 км. от Анадыря, на месте так называемого промежуточного аэродрома «подскока», имеющему непосредственное отношение к легендарной трассе. Черный мрамор, слова «Никто не забыт и ничто не забыто», скромный салют… Для тех, кто был на месте события, в тундре, между Первой и Второй речками, очевидно, это не было рядовым событием. Хотя время стерло следы взлетной полосы, прошлое, трудное и героическое, не могло не коснуться их душ…
 АЛСИБ - это воздушный мост Аляска - Сибирь, по которому в годы Великой Отечественной войны перегоняли в Красноярск американские боевые и транспортные самолеты, поставлявшиеся по ленд-лизу. «АЛСИБ» начал действовать в октябре 1942 года и работал по октябрь 1945 года. Таким образом, задолго до встречи на Эльбе в глубоком сибирском тылу действовала проходившая через полюс холода воздушная линия "второго фронта".
Воздушная перегоночная трасса составила 6306 километров от Фербенкса на Аляске через Берингов пролив, Уэлькаль, Марково (Чукотка), Сеймчан (Колыма), Якутск и Киренск (Иркутская область) до Красноярска.
По АЛСИБу перегоняли бомбардировщики Б-25 "Митчелл", средние бомбардировщики-торпедоносцы А-20 "Бостон", истребители Р-40 "Киттихаук", Р-39 "Аэрокобра" и Р-63 "Кингкобра", транспортные "Дугласы" Си-47, самолеты некоторых других марок.
В Красноярске самолеты принимала специальная комендатура ВВС. Бомбардировщики и транспортные "Дугласы" продолжали путь к фронту по воздуху. Истребители со снятыми крыльями доставляли на запад по железной дороге.
За три года, с октября 1942 по октябрь 1945, пилоты 1-й Краснознаменной перегоночной авиадивизии ГВФ в труднейших условиях Крайнего Севера, рискуя жизнью, перегнали по АЛСИБу 8094 американских самолета. Из них на фронте было сформировано 250 авиаполков.
Кроме того, за это время по АЛСИБу перевезли 18753 тонны грузов, из них 9125 тонн платных, а также 319 тонн почты. 
Потери за время перегонки составили 81 самолет - чуть больше 1 процента.
При этом погибли 115 перегонщиков.Данный трагический случай увековечен памятником в Иультинском районе, теперь трасса отмечена обелиском, приобретенным и установленным активистами анадырской молодежной организации «Мы и Я».

 

 

Вернуться к новостям